Здравствуйте! Вы уже читали ряд моих материалов, из которых наиболее значительными являются байкальский и сыктывкарский отчеты, но с того времени в моей жизни совершилось великолепное событие – я женился. Моя супруга разделяет мое увлечение путешествиями; более того, в ней я нашел неутомимого компаньона по посещению разнообразных музеев, к чему я сам неровно дышу. Мы живём в Нижнем Новгороде и постепенно объезжаем с экскурсиями все окрестности, о чем тоже можно писать и писать интересные отчеты; очень насыщенной была поездка в обожаемую мною Йошкар-Олу; но пока самой масштабной нашей экспедицией стала поездка, крайней точкой которой была столица Калмыкии Элиста.
Почему Элиста? У меня есть друг, большой знаток и патриот всего, что касается северного Прикаспия. Вот он и рекомендовал мне Элисту, как город, непохожий на обыкновенные российские города. Таким его делает буддийский флёр – ибо калмыки, наряду с бурятами и тувинцами, один из всего-то трех народов России, исповедующих буддизм. И при этом единственный в Европе.
Машина со времен сыктывкарского турне у меня стала другая. Двенашка попала в ДТП по возвращении с суздальского фестиваля русской бани, о чем тоже когда-нибудь можно будет написать. Ремонту она, конечно, подлежала, но мне, признаться, очень надоело вваливать в нее совершенно недетские деньги, ибо была издевательски ломучим ведром, умеющим подводить неожиданно и в предельно неподходящих ситуациях. В настоящее время я обладатель Ford Kuga.
“Автомобильная концепция” поездки была следующая. Надлежало доехать до Элисты, попутно заехав в Пензу, Саратов и Волгоград. Саранск из плана экспедиции был исключен, ради экономии времени и по причине его близости к Нижнему Новгороду и возможности его посещения в иное время. К Пензе отношение было факультативное, потому что город, судя по материалам Интернета, не казался особо интересным. Ночевать предполагалось в мотелях на трассе и вблизи городов, из соображений сугубо шкурных – возможности заселиться вдвоем за 1000-1800 р. вместо 5000-6000 р. в городскую гостиницу. А условия в мотелях варьируются от терпимых до очень неплохих.
А теперь поехали!
День 1 (9.10.14). Выехали не с самого утра (сборы, знаете ли – все же дней на 10 уходим в автономку) и ко времени ночевки доехали до окрестностей Пензы. Дорога была новой и хорошей, с яркой понятной разметкой и отбойниками с катафотиками – едь себе и едь, как по шахматной доске. На развязке около Пензы я ошибся и поехал в сторону Москвы вместо Саратова. Эта ошибка имела полезные последствия – на этом направлении вблизи от развязки имеется населенный пункт Рамзай с несколькими мотелями. Однако, надеясь заселиться поближе к Пензе, которую все же решено было шапочно посетить, мы развернулись и проехали Пензу краем в сторону выезда на Самару. Город кончился, начались какие-то ремонты дороги и никаких намеков на цивилизацию. Но мы-то знали, что в Рамзае всё есть, и благодаря этому потеряли не так много времени, как могли. Вообще, это был первый пример из нескольких, гласящих следующую полезную путешественнику мораль: не на всех выездах из большого города есть придорожная инфраструктура. Она то есть, то нет. Причем алгоритм ее возникновения или отсутствия не очень понятен. Результат: двухкомнатный люкс в Рамзае за 2000 р.
День 2 (10.10.14). Осмотрели главную, и по сути единственную, достопримечательность Пензы – памятник первопоселенцу, называемый местными “Мужик с конем”. Любители пива скорее всего поняли, что речь идет о той же композиции, которая изображена на этикетках знаменитого “Penza Beer”. Еще в Пензе имеется художественный и краеведческий музеи, и совсем на любителя – дом-музей В.О.Ключевского, но мы их как-то не охватили, поехали дальше и к ночи доехали до предместий Камышина, где всего за 1000 р. заселились в мотель. Номер был на четверых, две кровати велели не мять и постельное белье с них не использовать. Мотель был свежеотремонтированный, душ и туалет были хоть и на этаже, но новейшие, лучше и представить нельзя.